Организация vs прокрастинация

Последнее время это слово – прокрастинация – стало очень популярно. Раз уж психологи предлагают обозначать этим заумным словом нежелание выполнять что-либо и откладывание этого действия на потом, и не путать его с ленью, то воспользуюсь им и я. Согласитесь, сознаться в том, что я Прокрастинатор с большой буквы П, звучит солиднее, чем просто, без экивоков сказать, что я большая лентяйка. Ведь в первом случае, вроде как есть какая-то психологическая подоплека и оправдание, а лень – это банально и слишком просто.

Наверно, все люди (ну, может, за очень редким исключением) склонны к прокрастинации. Вам же скорее всего знакома ситуация, когда вам надо, скажем, разобрать шкаф. И даже выдались относительно свободные (то есть не занятые ничем крайне срочным и обязательным) пол часика. Надо, но не срочно, но вообще-то надо. А с другой стороны никто же не видит, что у вас там в шкафу, насколько там все аккуратно или не очень. Вам просто им пользоваться неудобно. А так еще терпимо, подождет до следующего раза, когда опять будет свободная минуточка… И все, вы попались на крючок.

Так вот, я очень хорошо и всесторонне знакома с этим состоянием духа, неплохо его изучила и нашла несколько способов его дезактивировать.

Корни этого явления, по крайней мере в его бытовом аспекте, на мой взгляд, кроются в одной из четырех причин (а, может, сразу во всех):

  • нехватка времени. Это звучит, как очень вразумительная и уважительная причина: у вас просто недостаточно времени, чтобы разобраться с чем-то основательно, но вы обещаете себе обязательно выполнить это, когда времени больше (другими словами, никогда).
  • недостаток мотивации. С одной стороны, вы понимаете, что вам станет намного проще, если разобрать, наконец, шкаф, но все-таки…
  • масштабы предстоящего дела. Иногда кажется, что проблему проще не замечать, чем хотя бы начать ее решать, ведь фронт предстоящих работ выглядит необъятным.
  • низкая заинтересованность. Или попросту скука. Иногда наведение порядка дома кажется крайне нудной тратой, что уж лучше пойти прилечь поспать полчасика.

 

Прокрастинация — как победить

Вот несколько уловок, которые я использую, чтобы обмануть и победить свою прокрастинацию. Мне они действительно помогают каждый день успевать сделать чуточку больше, чем в день предыдущий, что уже существенно повышает мой уровень мотивации и удовлетворенности жизнью.

Начинайте с малого.

Даже не так: всегда выбирайте небольшие задачи, которые можно полностью выполнить за короткое время. Если вы решили привести в порядок сразу всю кухню, то велика вероятность, что вы устанете от процесса на полпути и закончите еще большим бардаком, чем было изначально. Дробите большие дела на более мелкие. Начните с одного кухонного шкафа или даже с полки.

Установите таймер.

Это просто идеальный помощник, который работает сразу в двух направлениях. С одной стороны, он позволяет точно понять, сколько вам реально требуется времени на выполнение определенных работ и что частенько «не так страшен черт, его малюют». То есть вполне возможно, вы делаете что-то гораздо быстрее, чем вам представляется. Приведу пример: я очень не любила разбирать холодильник, мне всегда казалось, что это просто бесконечный процесс, на который требуется полдня, сопряженный с малоприятным выгребанием просроченных продуктов из его недр. Однако таймер, показал, что я это делаю за какие-то считанные минуты, что меня как-то примирило с этой обязанностью и сделало ее более регулярной.

С другой стороны, устанавливая себе временные рамки вы учитесь фокусироваться на выполняемом деле и не отвлекаться на другое.

Я рекомендую ограничиваться 15, максимум – 30 минутами. Это вроде как несущественные временные затраты, но при этом вы успеете решить какую-то задачу.

Объедините полезное с приятным.

Домашние дела хороши тем, что они редко требуют полной и абсолютной концентрации всего вашего внимания исключительно на них. Их всегда можно объединить с очень приятными делами, на которые не всегда хватает свободного времени: например, разбирать одежду и слушать музыку или аудиокнигу, смотреть фильм или болтать с подружкой по телефону. Время всегда найдется на то, что доставляет хоть какое-то удовольствие. Я так полностью продумываю свои статьи и заметки, когда занимаюсь домашними делами, потом остается только записать и оформить итог моих дум.

Переведите дела в ранг обязательных или срочных.

Я давно заметила, что как бы я не ненавидела гладить одежду (мне кажется, я могла бы ее копить годами, нашлось бы место), одежду мужа, в которой он ходит на работу, я глажу всегда и сразу, без лишних рассуждений. Просто иначе никак! Как только мы присваиваем каким-то делам статус «необязательных» и «несрочных» тут же наш мозг включает режим «прокрастинация». Помните «Времени на все никогда не хватает, но его хватит на то, чтобы сделать самое важное».

Думайте о конечном результате, а не процессе.

Мы все склонны зацикливаться на неприятных сторонах дела, если они в принципе имеются, раздувая при этом из мухи слона. Сколько время я потрачу на… Это же долго/ скучно/ утомительно… Я бы могла почитать/ посмотреть фильм вместо того, чтобы… Лучше сфокусируйтесь на том, какую выгоду вы получите в итоге ваших действий. Когда вы, наконец, разберете шкаф, вы будете тратить меньше времени на поиски нужной одежды, она будет меньше мяться, и вообще вы найдете пару милых вещичек, о которых давно забыли. Или поймете, что пора немного обновить свой гардероб – чем не приятное времяпрепровождение?

Держите наготове список дел.

Во-первых, помните, что если ваши задачи не записаны на бумаге, то это не задачи, и не цели, а пожелания. А значит, вы даете вашему сознанию лазейку, право не выполнять их. Пусть задач будет немного, но они должны быть четко сформулированы и записаны.

Во-вторых, если у вас выдались несколько относительно свободных минут, но нет четких планов действий, то, скорее всего, вы потратите их на раздумья, чем же заняться, чем на сами дела.

Имейте наготове план Б.

Если по каким-то причинам у вас ну совсем нет сил или настроения на то, чтобы привести в порядок и убрать сезонную одежду, займитесь чем-то другим, более приятным – например, наведите порядок в вашей косметике. Вместо того, чтобы тратить время на самоубеждение, лучше потратьте его на другое полезное дело.

И помните, что чем дольше вы что-то откладываете, тем дольше вы будете в итоге это выполнять, ведь куча не глаженой одежды будет расти день ото дня, а в шкафу будет еще больший бардак.

А как вы справляетесь с прокарстинацией? Есть ли у вас свое секретное оружие? Расскажите!

4.9/5 - (69 голосов)
Подписаться Наталья Волкова:

Я — бывшая разгильдяйка, ставшая одержимой идеей организации всего вокруг и себя. Оставляйте свои комментарии, пишите письма, и будьте уверены, что они не останутся без моего внимания.

Добавить комментарий